учебники, программирование, основы, введение в,

 

Производственные функции в моделировании жизненного цикла: модель фазы—функции

Чрезвычайно важным мотивом развития моделей жизненного цикла программного обеспечения является потребность в подходящем средстве для комплексного управления проектом. По существу, это утверждение указывает на то, что модель должна служить основой организации взаимоотношений между разработчиками, и, таким образом, одной из ее целей является поддержка функций менеджера. Это приводит к необходимости наложения на модель контрольных точек, задающих организационно-временные рамки проекта, и организационно-технических, так называемых производственных функций, которые выполняются при развитии проекта.
Наиболее последовательно такое дополнение классической схемы реализовано в модели Гантера в виде матрицы «фазыфункции» . Уже из упоминания о матрице следует, что модель Гантера имеет два измерения:

  • фазовое, отражающее этапы выполнения проекта и сопутствующие им события;
  • функциональное, показывающее, какие производственные функции выполняются в ходе развития проекта, и какова их интенсивность на каждом из этапов.

Фазовое измерение
В модели Гантера отражено то, что выполнение функции на одном этапе может продолжаться на следующем. Напредставлено фазовое измерение модели. Жирной чертой (с разрывом и стрелкой, обозначающей временное направление) изображен процесс разработки. Контрольные точки и наименования событий указаны под этой чертой. Они пронумерованы. Все развитие проекта в модели привязывается к этим контрольным точкам и событиям.
В данной модели жизненный цикл распадается на следующие перекрывающие друг друга фазы (этапы):

  • Этап исследования — начинается, когда необходимость разработки признана руководством проекта (контрольная точка 0), и заключается в том, что для проекта обосновываются необходимые ресурсы (контрольная точка 1) и формулируются требования к разрабатываемому изделию (контрольная точка 2).
  • Анализ осуществимости — начинается на этапе исследования, когда определены исполнители проекта (контрольная точка 1), и завершается утверждением требований (контрольная точка 3). Цель этапа — определить возможность конструирования изделия с технической точки зрения (достаточно ли ресурсов, квалификации и т.п.), будет ли изделие удобно для практического использования; решение вопросов экономической и коммерческой эффективности.
  • Конструирование — начинается обычно на этапе анализа осуществимости, как только документально зафиксированы предварительные цели проекта (контрольная точка 2), и заканчивается утверждением проектных решений в виде официальной спецификации на разработку (контрольная точка 5).
  • Программирование — начинается на этапе конструирования, когда становятся доступными основные спецификации на отдельные компоненты изделия (контрольная точка 4), но не ранее утверждения соглашения о требованиях (контрольная точка 3). Совмещение данной фазы с заключительным этапом конструирования обеспечивает оперативную проверку проектных решений и некоторых ключевых вопросов разработки. Цель этапа — реализация программ компонентов с последующей сборкой изделия. Он завершается, когда разработчики заканчивают документирование, отладку и компоновку и передают изделие службе, выполняющей независимую оценку результатов работы (независимые испытания начались — контрольная точка 7).
  • Оценка — является буферной зоной между началом испытаний и практическим использованием изделия. Этап начинается, как только проведены внутренние (силами разработчиков) испытания изделия (контрольная точка 6) и заканчивается, когда подтверждается готовность изделия к эксплуатации (контрольная точка 9).
  • Использование — начинается ближе к концу этапа оценки, когда готовность изделия к эксплуатации проверена и может организовываться передача изделия на распространение (контрольная точка 8). Этап продолжается, пока изделие находится в действии и интенсивно эксплуатируется. Он связан с внедрением, обучением, настройкой и сопровождением, возможно, с модернизацией изделия. Этап заканчивается, когда разработчики прекращают систематическую деятельность по сопровождению и поддержке данного программного изделия (контрольная точка 10).

Функциональное измерение
На протяжении фаз жизненного цикла разработчики выполняют различные организационные производственные функции, которые естественным образом группируются в классы родственных функций. Некоторые из этих функций для того или иного сотрудника являются технологическими, т.е. имеют четкий регламент выполнения (см. лекцию 1), другие, напротив, требуют разъяснения для выполнения. Здесь это не принципиально, но с точки зрения моделирования жизненного цикла важно следующее:

  • классы родственных функций можно считать выполняемыми в течение всего хода развития проекта;
  • содержание (цели) функции на различных этапах претерпевает изменение;
  • интенсивность функции (в частности, потребности в ресурсах, необходимых для выполнения) меняется как при переходе от этапа к этапу, так и в рамках работ одного этапа.

Эти положения требуют отражения при моделировании жизненного цикла.
Состав функций и их интенсивность зависят от специфики проекта и команды, его выполняющей. Понятие интенсивности функции принципиально неотделимо от стратегии, принимаемой для каждой функции и в каждом специфическом случае ведения проекта. Как варианты возможного расчета интенсивности можно указать на трудозатраты на выполнение функции, удельные трудозатраты, трудозатраты с поправками учета квалификационных требований, кадровой потребности и др. Для менеджмента проекта может оказаться важным другой измеримый показатель выполнения функции, нежели какая-либо трактовка интенсивности. В качестве примера укажем на также неопределяемый показатель важности работ, связанных с выполнением функции. Если не измерять, но удается хотя бы оценивать важность, то этот показатель вполне может характеризовать развитие проекта с некоторой стороны. Наконец, ничто не мешает пользоваться разными показателями одновременно. Оставаясь в обсуждении на позициях неконкретизированности проекта, мы, следуя Гантеру, далее говорим об интенсивности, а для читателя оставляем возможность произвольно выбрать какой бы то ни было ее показатель.
Постулируется, что схема привязки функций к этапам должна сохраняться для всех видов проектов и коллективов.
Исходя из этих предпосылок, Гантер строит второе измерение своей модели. Он говорит о следующем наборе функций (если угодно — классов функций).

  • Планированиефункция, которая должна выполняться с самого начала и до конца развития любого проекта. О содержании того, что должно планироваться на каждом из этапов, можно судить по наименованиям контрольных точек. Конкретные методы планирования определяются концепциями, принимаемыми для данного проекта. Различаются стратегическое и текущее планирование, и оба вида непосредственно относятся к деятельности менеджера проекта.
  • Разработка. Как и планирование, эта функция пронизывает весь проект. Содержание ее, т.е. то, что нужно разрабатывать, меняется, но в целом его можно охарактеризовать как получение рабочего продукта этапа. По-видимому, для оценки разработки показателей интенсивности недостаточно, и нужно привлекать сведения о соответствии целям (связь с планированием), о расходовании ресурсов и др.
  • Обслуживаниефункция, обеспечивающая максимально комфортную обстановку выполнения некоторой деятельности. Обслуживаемые виды деятельности меняются при переходе от одного этапа к другому, а могут распространяться и на несколько этапов. Таким образом, по интенсивности обслуживания можно косвенно судить о качестве организации работ проекта. Особенностью любого обслуживания является то, что в нем участвуют как минимум два субъекта: обслуживаемый и обслуживающий. Поэтому говорить об обслуживании до того момента, когда в проекте начнут действовать исполнители, не приходится (иными словами, должно быть если не принято, то хотя бы обосновано намерение выполнять проект).
  • Выпуск документации. Документация в проекте включает в себя не только техническое описание системы. Она рассматривается как полноправный вид рабочих продуктов, сопровождающий другие рабочие продукты: программы, диаграммы моделей системы и прочее. Первый рабочий продукт в проекте — утвержденные требования. И именно он первым оформляется как документ. Поэтому до утверждения требований говорить о выпуске документации как о выполняемой производственной функции не приходится. Вместе с тем начиная с этого момента интенсивность деятельности по выпуску документации растет и достигает своего максимума на этапе программирования перед этапом оценки. Далее интенсивность падает и незначительно растет к концу этапа проверки, когда приходится исправлять обнаруженные ошибки в документах, предоставляемых пользователям. И здесь видно, что содержание функции меняется даже в пределах одного этапа: это не одно и то же — создавать техническое описание и готовить руководство по эксплуатации.
  • Испытания. Испытывать приходится все рабочие продукты проекта. О вариантности содержания этой функции можно судить по целям испытательных работ: подтверждения, обзоры, верификация, тестирование, аттестация и переаттестация (см. обсуждение каскадной модели в лекции 7). Поскольку испытывать можно лишь то, что готово для испытания, активизация функции начинается тогда, когда первичные требования к проекту сформулированы и нуждаются в проверке.
  • Поддержка использования рабочих продуктов — это функция, выполнение которой необходимо в связи с передачей продукта в эксплуатацию. Содержание ее связано с обучением и созданием необходимой для использования продуктов инфраструктуры. Пользователями результатов анализа сначала являются разработчики архитектуры, а затем другие разработчики. Пользователи результатов конструирования — программисты, а затем другие заинтересованные лица. По этой схеме организуется эксплуатация всех рабочих продуктов, в том числе и поставляемых программных продуктов. Всякий раз требуется свой содержательный уровень поддержки.
  • Сопровождение по Гантеру отличается от поддержки тем, что оно организуется для внешнего использования продуктов. Оно предполагает организацию поддержки и на этой основе выстраивает мероприятия, нацеленные на активную обратную связь с пользователями, чтобы можно было реагировать на их отклики, в том числе на изменение требований к продукту. Другой мотивировкой выделения сопровождения как особой функции является то, что для этих видов работ чаще всего приходится выделять специальные кадровые ресурсы, в частности со своей ролевой структурой, которая не сводится к структуре проектной группы.
  •  Для модели особенно важно, что приведенные и, возможно, другие функции совмещаются при реализации проекта, на базе чего строится функциональное измерение модели, наложение которого на фазовое измерение дает изображение матрицы фаз–функций в целом (.

Как уже говорилось, состав производственных функций и их интенсивность могут меняться от проекта к проекту в зависимости от его особенностей, от того, что руководство проекта считает главным или второстепенным. К примеру, если исходная квалификация коллектива не очень высока, в список функций может быть добавлено обучение персонала. Иногда бывает важно разграничить планирование и контроль (по Гантеру контрольные функции явно не выделяются). При объектно-ориентированном проектировании роль моделирования возрастает настолько, что его целесообразно перевести из разряда методов проектирования в явно выделенную функцию, о чем речь впереди.
Модель учитывает соотношение производственных функций и фаз жизненного цикла, чем она выгодно отличается от простых (или ограниченных?) рассмотренных ранее «идеальных» моделей. По-видимому, простота-ограниченность «идеальных» моделей есть следствие отождествления выделяемых этапов с технологической операцией, преобладающей при их выполнении. В то же время задача отражения итеративности в модели Гантера в явном виде не предусматривается. Хотя само по себе перекрытие смежных фаз проекта и выпуск соответствующей событиям документации есть путь к минимизации возвратов к выполненным этапам, более содержательные средства описания итераций в модель не закладываются.

Учет итерационного развития
Модель фазы–функции не описывает возможности итеративного возврата на предыдущие этапы. Строгую каскадность в ней еще можно усмотреть в изображении перекрытия этапов. Но для отражения произвольных возвратов модель в том виде, в котором она предлагается Гантером, непригодна. Тем не менее можно предложить один прием, с помощью которого этот недостаток легко ликвидировать.
Если попытаться развить модель Гантера с целью учета итеративности в том смысле, как она понимается в классической итеративной и каскадной моделях, то, очевидно, придется предусмотреть расщепление линии жизненного цикла, как показано Но это влечет за собой и расщепление матрицы интенсивностей выполняемых функций: было бы необоснованно считать, что интенсивности при возвратах сохраняются. В целом, по мере продвижения разработки к ее завершению, они должны уменьшаться. Таким образом, матрица интенсивностей приобретает новое измерение, отражающее итеративный характер развития проекта.
Расщепление линии жизненного цикла может означать два варианта хода развития проекта.

  • Приостановка основного процесса, переход к точке продолжения, в которой возобновляются указанные на схеме действия, выполнение процесса до точки расщепления и слияние линий жизненного цикла, которое понимается как возобновление основного процесса. Эта схема допускает, что приостановка может осуществляться в любой момент — нужно только позаботиться о мерах, которые в будущем обеспечат корректное слияние.
  • Действительное расщепление, при котором основной процесс не прекращается и развивается в соответствии со своей линией, а переход к точке продолжения рассматривается как организация дополнительного процесса, вкладывающегося в жизненный цикл. Ресурсы на такое расщепление, а также механизмы взаимосвязей двух линий должны предусматриваться заранее. В этом случае возврат можно считать не вынужденной мерой, а плановым переходом, отражающим ревизию сделанного. Однако плановость предполагает определенный регламент поведения и, в частности, то, что расщепление разрешается не произвольно, а в конкретные моменты развития жизненного цикла, которые естественно рассматривать в качестве дополнительных контрольных точек.

Первый вариант в точности соответствует традиционной трактовке итеративности как реакции на ошибку. В идейном и реализационном отношении он проще второго варианта. Однако эта стратегия, по существу, не дает ничего нового для организации менеджмента. Второй вариант, в котором нужно планировать и регламентировать расщепления хотя бы для преодоления хаоса, оказывается более гибким и соответствующим стратегиям развития проектов, получившим большое распространение в последнее время.
Итеративность неизбежна при разработке сложных программных изделий, а потому ее планирование целесообразно. Она не сводится к откатам, которые квалифицируются как ошибки предыдущих этапов. Схемы итеративного наращивания, которые обсуждались в лекции 6, требуют, чтобы в моделях отражались и незаконченность этапов при прохождении итерации, и оперирование требованиями, поступающими в проект непрерывно, на всех его фазах развития. Однако, рассматривая традиционные подходы, можно заметить, что они не пытаются использовать итеративность в качестве метода проектирования и стремятся лишь к минимизации возвратов. В то же время только что представленное расщепление линии жизненного цикла во втором варианте реализации позволяет не только изображать регламентированную итеративность, но и сделать расщепление действенным средством управления проектами. Этой теме будет посвящена следующая лекция.

 

 
На главную | Содержание | < Назад....Вперёд >
С вопросами и предложениями можно обращаться по nicivas@bk.ru. 2013 г.Яндекс.Метрика